Home
Вход Друзья Календарь Профиль Первая общероссийская ассоциация врачей частной практики Предыдущий! Предыдущий! Следующий! Следующий!
Самошкин Алексей Анатольевич - Смерть от голода. Год 1995-й.
Врач, преподаватель, Ответственный секретарь и Исполнительный директор

My Ads

samoshkin_alex
[info]samoshkin_alex
Add to Memories
Tell a Friend
Смерть от голода. Год 1995-й.
Давно хотел описать эту историю. Это было в мрачные годы, когда пачка сливочного масла стоила столько, сколько начинающий врач зарабатывал за целый месяц. Я только что закончил институт, был принят в клиническую ординатуру. Учился и работал день и ночь по 450-480 часов в месяц. Фактически я жил в больнице. На семью времени практически не было. Денег для семьи - тоже. В эти годы врачи впервые, за долгие годы стали сталкиваться с такими состояниями, как алиментарная кахексия у взрослых, или, говоря человеческим языком - с дистрофией. Это были БОМЖи - странное, новое и страшное словечко, вошедшее в наш оборот в ельцинские годы. Их привозили к нам, в городскую больницу № 3 города Самара достаточно часто. Что ни дежурство, то - новый БОМЖ с жуткими диагнозами. Чего мы только не навидались: малярия, "пятилитровые плевриты", бактериальный эндокардит с преимущественным поражением трехстворчатого клапана (экзотика, присущая внутривенным наркоманам), милиарный туберкулез, казеозная пневмония, кандидозный сепсис, деструктивные пневмонии, туберкулез пищевода, инфаркты миокарда на фоне вторичного сифилиса, шунтовые печеночные комы поступали каждую неделю.

Синюшные, одутловатые лица, отечные ноги, опухшие руки, отмороженные, иногда - самоампутированные пальцы. Запавшие глаза, хриплые голоса, тяжелое дыхание. Гемоглобин - 40, белок крови - 40. Я даже вывел формулу: 40-40-40-40 (возраст - 40 лет, вес - 40 килограмм, общий белок - 40 г/л, гемоглобин 40).

До сих помню их глаза - выражение боли, мольбы и претензии. Невнятное бормотание о жизни на заброшенных дачах и питье паленой водки с "роялем". Кучи вшей на каталках, которые можно было собирать пригоршнью. Невероятные запахи. Вопли протеста, когда этих людей пытались хоть как то "санитарно обработать". И смерти, смерти, смерти. Иногда, доводилось слышать от медсестер фразу: "Этого - выходили!". Занатно! Интересная фраза, ведь это и есть выражение милосердия. Выходили.... Помню, как однажды, я с врачом ОИТ (не буду ее называть без ее сугубого согласия), приняли БОМЖа с двусторонней пневмонией в тяжелом состоянии, и как в третьем часу ночи разыскали по всей больнице тиенам. Нашли... Он ушел потом своими ногами. Что с ним было потом - не знаю.

И вот однажды, привезли мне в ночь такого вот человека, который уже с трудом говорил, птотому что два месяца почти ни чего не ел. Цвет лица - землистый, глубоко запавшие глаза, страдальчески глядящие на всех. В легких - какое то жуткое бульканье. Уж не помню, какой диагноз я ему выставил. После помывки, переложили страдальца на каталку и пока суть да дело, пока лаборантка брала кровь, пока санитарки готовили кровать, а сестры готовили капельницу, одна сердобольная санитарка решила его покормить и прямо на каталке стала давать ему с ложечки больничную кашку. Я стоял рядом и видел, как после второй ложки жиденькой манной каши у пациента медленно, очень медленно, расслабленно открывается рот, он заваливается на спину и теряет дыхание. Огромные глаза устремляются в бесконечность. Те два шага, что мне надо было сделать, чтобы дотянуться до больного мне представились километром. Пульса - нет, дыхания - нет, тоны сердца - не прослушиваются, артериальное давление = 0. Реанимационные мероприятия были безрезультатны. Я закрыл глаза умершему, накрыл его простыней и помог санитаркам отвезти его в покойницкую.

Вот так, я в первый раз столкнулся со смертью от голода. Этому не учат в институте. Этого нет в клинических руководствах, которые были мне тогда доступны. Это тяжело осознавать сейчас, но я до сих пор терзаюсь сомнениями, а был ли шанс выжить у него, если бы мы правильно его вели?

My Ads

Comments
arhivar_rus From: [info]arhivar_rus Date: May 26th, 2009 11:29 am (UTC) (Ссылка)
Спасибо Вам
samoshkin_alex From: [info]samoshkin_alex Date: May 26th, 2009 12:10 pm (UTC) (Ссылка)
За что? Я всего лишь врач.
mamapticy From: [info]mamapticy Date: May 26th, 2009 11:32 am (UTC) (Ссылка)
Дочитав до конца, вернулась в начало и посмотрела год, решив, что ошиблась..
samoshkin_alex From: [info]samoshkin_alex Date: May 26th, 2009 12:12 pm (UTC) (Ссылка)
Сейчас происходит тоже самое. Достаточно почитать дневник Лизы Глинка.
rnmelnikov From: [info]rnmelnikov Date: May 26th, 2009 11:42 am (UTC) (Ссылка)
Спасибо, зацепило. Такое надо читать тем, кто еще пытается ратовать за 90-е годы и расхваливать ельцина (неопечатка!).
samoshkin_alex From: [info]samoshkin_alex Date: May 26th, 2009 12:11 pm (UTC) (Ссылка)
Спасибо. Мы слишком многое помним и помним слишком хорошо.
sveta_river From: [info]sveta_river Date: May 26th, 2009 11:45 am (UTC) (Ссылка)
Не знала что бомжей лечат в больницах. А они сами,чтоли,обращались?
samoshkin_alex From: [info]samoshkin_alex Date: May 26th, 2009 12:11 pm (UTC) (Ссылка)
Их привозят на Скорой помощи.
(no subject) - [info]fnaq Expand
(no subject) - [info]samoshkin_alex Expand
a_zudin From: [info]a_zudin Date: May 26th, 2009 12:06 pm (UTC) (Ссылка)
Страшной силы заметка. Пожалуй, я ее пропиарю.

samoshkin_alex From: [info]samoshkin_alex Date: May 26th, 2009 12:10 pm (UTC) (Ссылка)
Буду признателен.
(no subject) - [info]a_zudin Expand
(no subject) - [info]samoshkin_alex Expand
lasso From: [info]lasso Date: May 26th, 2009 12:44 pm (UTC) (Ссылка)
Это в 1995 году и взрослые.
http://lasso.livejournal.com/210861.html - я тут говорила как-то... Это наши дни и дети...
samoshkin_alex From: [info]samoshkin_alex Date: May 26th, 2009 12:56 pm (UTC) (Ссылка)
Да, спасибо, я - не из слабонервных. Но такие вещи слишком страшны. Вот почему я верещу везде и всюду как резаный и по поводу нравственности и по поводу медицины и по поводу социальной политики, которая обязана быть милосердной.
naked_lilu From: [info]naked_lilu Date: May 26th, 2009 12:55 pm (UTC) (Ссылка)
Я помню эти годы, до сих пор дрожь пробирает, хотя еще маленькая достаточно была. Родителям зарплату давали так - денег нет, но если хочешь можешь сколько-то взять талонов на местный хлебокомбинат, а не хочешь - ну и сиди голодный. Всё остальное получали натуральным хозяйством. Дача оказалась спасением. Родители домой приходили только поспать - целыми днями крутились как могли на разных подработках.
samoshkin_alex From: [info]samoshkin_alex Date: May 26th, 2009 12:57 pm (UTC) (Ссылка)
Да, мы это пережили. И как хорошо, что Вы это помните. Не забывайте ни когда. Тот кто говорит, что не боиться голода, ни когда его не испытывал.
morita From: [info]morita Date: May 26th, 2009 02:35 pm (UTC) (Ссылка)
я и сейчас это вижу,хотя именно истощенных голодом.а не туберкулезом-очень и очень много
samoshkin_alex From: [info]samoshkin_alex Date: May 26th, 2009 03:02 pm (UTC) (Ссылка)

Смерть от голода. Год 1995-й.

А как надо вести таких пациентов?
Re: Смерть от голода. Год 1995-й. - [info]morita Expand
Re: Смерть от голода. Год 1995-й. - [info]samoshkin_alex Expand
Re: Смерть от голода. Год 1995-й. - [info]morita Expand
Re: Смерть от голода. Год 1995-й. - [info]samoshkin_alex Expand
Re: Смерть от голода. Год 1995-й. - [info]steady_man Expand
Re: Смерть от голода. Год 1995-й. - [info]samoshkin_alex Expand
Re: Смерть от голода. Год 1995-й. - [info]morita Expand
vivaracho777 From: [info]vivaracho777 Date: May 26th, 2009 04:39 pm (UTC) (Ссылка)

Перебор страшилок

Аббревиатура БОМЖ(без определенного места жительства) появилась в самое что ни на есть советское время. Когда именно сказать не могу, но во второй половине 70-х она уже вовсю гуляла в определенных кругах и официальных документах. Были(и сейчас, кажется, есть) спецприемники для них, в которых БОМЖей выдерживали месяц, до установления личности, лечили от перечисленных вами болезней, потом новый паспорт в зубы - и, гуляй, вася. Собирали бродяг по вокзалам, рынкам, колодцам теплотрасс, свалкам итп.
Зимой в спецприемниках не хватало мест, поскольку бомжики с ее приближением дружно "теряли" паспорта и не менее дружно сдавались милиции.
Спирт Рояль появился в конце 80-х, исчез где-то в начале 90-х - в 95-м его в продаже уже не было.
Также не уверен в достоверности - когда пачка сливочного масла стоила столько, сколько начинающий врач зарабатывал за целый месяц - завтра уточню у знакомых врачей.
samoshkin_alex From: [info]samoshkin_alex Date: May 26th, 2009 05:02 pm (UTC) (Ссылка)

Re: Перебор страшилок

Вы этим чё сказать то хотите? Роялю в провинции было - завались даже в 97-м.
Re: Перебор страшилок - [info]vivaracho777 Expand
Re: Перебор страшилок - [info]samoshkin_alex Expand
Re: Перебор страшилок - [info]vivaracho777 Expand
Re: Перебор страшилок - [info]samoshkin_alex Expand
Re: Перебор страшилок - [info]mikroaibolit Expand
Re: Перебор страшилок - [info]samoshkin_alex Expand
Re: Перебор страшилок - [info]dobriydoktor Expand
i_crust From: [info]i_crust Date: May 27th, 2009 03:28 am (UTC) (Ссылка)

Re: Перебор страшилок

Рояль в 95 - согласен.
З/п = 1 пачка масла - согласен.
Re: Перебор страшилок - [info]daidjin Expand
Re: Перебор страшилок - [info]i_crust Expand
Re: Перебор страшилок - [info]samoshkin_alex Expand
Re: Перебор страшилок - [info]daidjin Expand
grandtewton From: [info]grandtewton Date: May 26th, 2009 06:11 pm (UTC) (Ссылка)
Господи, за что Ты наказываешь этот народ?!
samoshkin_alex From: [info]samoshkin_alex Date: May 26th, 2009 06:13 pm (UTC) (Ссылка)
Думаю, что таких историй хватает у любого народа на нашей планете.
(no subject) - [info]grandtewton Expand
(no subject) - [info]samoshkin_alex Expand
(no subject) - [info]grandtewton Expand
(no subject) - [info]samoshkin_alex Expand
(no subject) - [info]grandtewton Expand
(no subject) - [info]samoshkin_alex Expand
(no subject) - [info]grandtewton Expand
Да - [info]observer_lj Expand
Re: Да - [info]samoshkin_alex Expand
vasyaelenchuk From: [info]vasyaelenchuk Date: May 26th, 2009 09:46 pm (UTC) (Ссылка)
Доктор, спасибо, всё прочитала. Друг мой сердешный тоже доктор - ренгенолог. Плюс его друзья обо мне заботились, когда в лучшей детской клинике хирургической России на Полянке моя внучка умирала. Полтора ей года было - 10 апреля. От матери забрали на основании плохих анализов крови. Лучше бы на руках у матери умерла... Погрузили её в сон. А каков был тот сон - у неё и у нас?
Главное - видеть в пациенте человека и именно человека, а не историю блезни вытаскивать. Или не права? Френдю на случай ваших новых рассказов.
samoshkin_alex From: [info]samoshkin_alex Date: May 27th, 2009 02:30 am (UTC) (Ссылка)

Смерть от голода. Год 1995-й.

Спасибо за оценку. Рассказы у меня - редки. Для них нужен особый настрой. В отношении врачебного восприятия пациента, Вы совершенно правы.
petrovich758 From: [info]petrovich758 Date: May 27th, 2009 04:25 pm (UTC) (Ссылка)
Перепощу у себя.
samoshkin_alex From: [info]samoshkin_alex Date: May 27th, 2009 04:37 pm (UTC) (Ссылка)

Смерть от голода. Год 1995-й.

Буду признателен
anton_lipovka From: [info]anton_lipovka Date: May 27th, 2009 08:26 pm (UTC) (Ссылка)

Спасти выходящего из голодовки

Спасти, как мне кажется, можно. Кишечник в организме на особом положении, поскольку это самая большая поверхность соприкосновения с окружающим миром. Потому и влияние через него оказывается самое сильное. После первых ложек еды в кровь выбрасывается очень много чего и для ослабленного организма это может явиться гибельным шоком (на себе проверял). Поэтому кормить нельзя было. Думаю в таких случаях надо с крови начинать - чистить ее, немного глюкозы для поддержки. А в рот только воду, и то немного
anamchara2006 From: [info]anamchara2006 Date: May 28th, 2009 09:52 am (UTC) (Ссылка)
Страшно.
Но такое писать надо.
Чтобы не отвернулись.
Чтобы кто-то догадался.
И хоть в единичном случае кто-то помог в подобном случае на той стадии, когда это еще возможно.

Спасибо Вам.
samoshkin_alex From: [info]samoshkin_alex Date: May 28th, 2009 12:18 pm (UTC) (Ссылка)

Смерть от голода. Год 1995-й.

Заходите ещё
dron_caves From: [info]dron_caves Date: May 28th, 2009 09:30 pm (UTC) (Ссылка)
Спасибо за Ваш самоотверженный труд. Перепощу. Такое забывать нельзя, это наша мрачная действительность.
samoshkin_alex From: [info]samoshkin_alex Date: May 29th, 2009 02:26 am (UTC) (Ссылка)

Смерть от голода. Год 1995-й.

Ну, не столь уж я и самоотвержен. Я - обычный грешный человек
61 Читать / Написать
Профиль
Календарь
Back November 2009
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Ссылки
Страницы
Метки